Формирование бережливой личности в Инжиниринговом потоке

Бережливые компетенции формируются параллельно с профессиональными. На площадке открытой инжиниринговой школы мы видим возможность такой интеграции, когда идет формирование бережливых компетенций через, например:

  • организованную бережливую среду школы (навигация, визуализация);
  • организованные системы хранения оборудования и материалов по системе 5С;
  • проведение имитационной игры на фабрике производственных процессов, где полученные теоретические навыки отрабатываются на практике;
  • использование стандартных операционных карт по отдельным операциям в каждом направлении;
  • привлечение обучающихся к проектной деятельности, и проекты, в последующем, могут стать основой для ВКР.

Несколько слов об Инжиниринговом потоке. Он был организован в июне 2020 года по инициативе ГК Росатом и состоит из цепочки:

  1. Дошкольные группы Центра образования №1 г.Белгород и в параллель с ним работает наша «Ноосфера»
  2. Центр образования №1 и в этом уровне с ними наша Открытая инжиниринговая школа
  3. Индустриальный и Инжиниринговый колледж закрывают уровень СПО
  4. Институт инженерных и цифровых технологий закрывают уровень ВО
  5. ООО Нью Диджитал Волдз выступает как работодатель для будущих специалистов в этой цепочке
  6. Центр развития компетенций, как возможность непрерывного профессионального образования.

Для участников Потока разработана Матрица компетенций, в рамках которой каждый уровень образования в цепочке заполняет свою нишу по формированию бережливых компетенций. В Матрицу вошли:

  • все виды потерь;
  • инструменты и методы бережливого производства;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • ценности и принципы бережливого производства;
  • философия кайдзен;
  • риск-ориентированный подход
  • проектное управление.

Компетенции наращиваются, начиная с уровня дошкольного образования, по принципу «снежного кома» и на уровне уже высшего образования мы приходим к модели ИДЕАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА, в которой гармонично сочетаются как профессиональные, так и универсальные бережливые компетенции и мы уже полученные в школе знания переводим в практико-ориентированную плоскость.

Студенты СПО и ВО свой бережливый маршрут выстраивают через:

  • референсвизиты в учреждения города и региона, где уже сформирована бережливая экосистема — это МФЦ, Центр занятости населения, НИУ «БелГУ» и другие,
  • изучение методов и инструментов бережливого производства в рамках классных часов
  • работу с онлайн курсом «Бережливое производство» на открытом портале open.bsu
  • участие в имитационных играх на Фабриках процессов НИУ «БелГУ»
  • включение студентов в подачу предложений по улучшениям, в команды проектов
  • включение заданий по бережливому производству в Практики
  • курсовое и дипломное проектирование по теме Lean
  • развития научной подсистемы по бережливой тематике (написано более 50 научных статей, 3 монографии, 2 внутренних гранта, 1 диссертация защищена и 2 в работе).

Работая в Потоке мы формируем у ребят основные ценности бережливого производства: безопасность, ценность для потребителя, клиентоориентированность, сокращение потерь.

Кроме этого мы учим их на практике применять основные инструменты бережливого производства: стандартизация работы, организация рабочего пространства по 5 С, картирование потока создания ценности, визуализация, защита от преднамеренных ошибок, канбан, всеобщее обслуживание оборудования.