Бережливые компетенции формируются параллельно с профессиональными. На площадке открытой инжиниринговой школы мы видим возможность такой интеграции, когда идет формирование бережливых компетенций через, например:
- организованную бережливую среду школы (навигация, визуализация);
- организованные системы хранения оборудования и материалов по системе 5С;
- проведение имитационной игры на фабрике производственных процессов, где полученные теоретические навыки отрабатываются на практике;
- использование стандартных операционных карт по отдельным операциям в каждом направлении;
- привлечение обучающихся к проектной деятельности, и проекты, в последующем, могут стать основой для ВКР.
Несколько слов об Инжиниринговом потоке. Он был организован в июне 2020 года по инициативе ГК Росатом и состоит из цепочки:
- Дошкольные группы Центра образования №1 г.Белгород и в параллель с ним работает наша «Ноосфера»
- Центр образования №1 и в этом уровне с ними наша Открытая инжиниринговая школа
- Индустриальный и Инжиниринговый колледж закрывают уровень СПО
- Институт инженерных и цифровых технологий закрывают уровень ВО
- ООО Нью Диджитал Волдз выступает как работодатель для будущих специалистов в этой цепочке
- Центр развития компетенций, как возможность непрерывного профессионального образования.
Для участников Потока разработана Матрица компетенций, в рамках которой каждый уровень образования в цепочке заполняет свою нишу по формированию бережливых компетенций. В Матрицу вошли:
- все виды потерь;
- инструменты и методы бережливого производства;
- целеполагание;
- планирование;
- ценности и принципы бережливого производства;
- философия кайдзен;
- риск-ориентированный подход
- проектное управление.
Компетенции наращиваются, начиная с уровня дошкольного образования, по принципу «снежного кома» и на уровне уже высшего образования мы приходим к модели ИДЕАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА, в которой гармонично сочетаются как профессиональные, так и универсальные бережливые компетенции и мы уже полученные в школе знания переводим в практико-ориентированную плоскость.
Студенты СПО и ВО свой бережливый маршрут выстраивают через:
- референсвизиты в учреждения города и региона, где уже сформирована бережливая экосистема — это МФЦ, Центр занятости населения, НИУ «БелГУ» и другие,
- изучение методов и инструментов бережливого производства в рамках классных часов
- работу с онлайн курсом «Бережливое производство» на открытом портале open.bsu
- участие в имитационных играх на Фабриках процессов НИУ «БелГУ»
- включение студентов в подачу предложений по улучшениям, в команды проектов
- включение заданий по бережливому производству в Практики
- курсовое и дипломное проектирование по теме Lean
- развития научной подсистемы по бережливой тематике (написано более 50 научных статей, 3 монографии, 2 внутренних гранта, 1 диссертация защищена и 2 в работе).
Работая в Потоке мы формируем у ребят основные ценности бережливого производства: безопасность, ценность для потребителя, клиентоориентированность, сокращение потерь.
Кроме этого мы учим их на практике применять основные инструменты бережливого производства: стандартизация работы, организация рабочего пространства по 5 С, картирование потока создания ценности, визуализация, защита от преднамеренных ошибок, канбан, всеобщее обслуживание оборудования.